Несмотря на проблемы с созданием единой таможенной территории Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана, Таможенный кодекс (ТК) союза, заявили вчера в комиссии ТС, будет введен в действие с 1 июля — это решение президента Дмитрия Медведева, и его отменять поручений не было. "Частичное" вступление в силу документов Таможенного союза вызовет проблемы в применении национальных законодательств. Кроме того, как выяснилось, в рамках работы над ТС возникли сложности и с внутрироссийской административной реформой — часть ее "на ходу" интегрировали с объединением таможенного пространства
"Создание Таможенного союза лишь опосредованно зависит от результативности необходимых действий национальных правительств",— заявил вчера "Ъ" источник в комиссии Таможенного союза (КТС), комментируя сделанное 21 мая заявление премьер-министра РФ Владимира Путина о том, что Таможенный союз заработать с 1 июля "в полную силу не сможет". По мнению собеседника "Ъ" в комиссии Таможенного союза, пока нет никаких оснований говорить о том, что введение в действие ТК ТС откладывается или переносится. "Есть решение N 24 Межгоссовета ЕврАзЭС, которое приняли президенты стран—участниц ТС, в котором прямо говорится о том, что ТК ТС должен вступить в силу 1 июля 2010 года. Далее в документе указаны меры, которые надлежит принять сторонам и комиссии для обеспечения реализации этого решения. Фактически это прямое поручение президентов стран—участниц союза национальным правительствам, для Владимира Путина это прямое поручение президента Дмитрия Медведева",— заявил собеседник "Ъ".
Межправительственные соглашения, перечень которых прилагается к договору о ТК ТС, не являются необходимыми для введения Таможенного кодекса союза в действие. "Это документы второго порядка, по отношению к ним решение Межгоссовета — вышестоящая юридическая норма",— пояснили в КТС. Напомним: речь идет о межправительственных соглашениях, регулирующих сложные вопросы режимов взаимной торговли РФ, Белоруссии и Казахстана и торговли с третьими странами.
Наиболее чувствительными среди них являются соглашения по применению экспортных пошлин на нефть при ее поставках из РФ в Белоруссию, по пошлинам на ввоз автомобилей физическими лицами (у России и Белоруссии они отличаются в разы), по пошлинам на ввоз самолетов (для РФ, в связи с ОАК) и по норме ввоза товаров физическими лицами (соглашение, критичное для импортозависимого Казахстана). Если до 1 июля эти документы не будут готовы, ТК ТС вступит в силу, но регулируемые ими вопросы останутся на уровне национальных законодательств стран—участниц ТС.
Если рассматривать 1 июля как дату, после которой Таможенный кодекс ТС (наднациональная норма) вступит в силу и при отсутствии согласования всех сложных межгосударственных вопросов, это внесет еще большую юридическую и правоприменительную неразбериху на формально единой, но разбитой на кластеры нормами национальных законодательств таможенной территории. Сложности с применением ТК ТС на базе национальных законов источник "Ъ" в КТС пояснил на примере поправок к уголовному и административному законодательству стран, которые должны были заменить понятие ответственности за нарушение национальных таможенных законодательств аналогичной ответственностью за нарушение ТК ТС, а понятие национальных таможенных границ — понятием таможенной границы ТС. Если регулирование ответственности за таможенные нарушения останется на национальном уровне, это породит разнобой в наказании таких правонарушений в зависимости от гражданства нарушителей и фактического места их совершения — нормы ответственности во всех странах разные. При этом если аналогичные поправки к УК и АПК Белоруссии и Казахстана уже внесены в национальные парламенты, то в Госдуму РФ эти законопроекты пока не поступали — никакой ответственности для граждан РФ за нарушения таможенного законодательства союза пока не существует вообще. На прошлой неделе ФТС рапортовала о завершении подготовки основной части нормативных актов, необходимых для создания с 1 июля 2010 года единой таможенной территории России, Белоруссии и Казахстана, но законопроект "О таможенном регулировании" на текущей неделе лишь планировалось рассмотреть на заседании правительства.
Между тем создание Таможенного союза уже начало оказывать существенное влияние на внутриполитические процессы. Так, из-за возникновения ТС снизилась скорость и результативность административной реформы в РФ: рабочая группа комиссии по реформе под руководством главы ФАС Игоря Артемьева столкнулась с проблемами разграничения полномочий и сокращения функций Россельхознадзора, Роспотребнадзора и Росздравнадзора. В начале 2010 года этот процесс был чисто "суверенным": предложения группы Игоря Артемьева направлены группой главе комиссии вице-премьеру Сергею Собянину, в январе сокращение функций Россельхознадзора было одобрено премьер-министром. В марте 2010 года правительство даже утвердило план мероприятий по реформе. Однако, как пояснил "Ъ" источник в правительстве, два месяца назад выяснилось, что предложения комиссии по административной реформе не вошли в проект межправительственного соглашения, регулирующего вопросы санитарного и ветеринарного контроля в Таможенном союзе.
Последние месяцы эксперты рабочей группы вынуждены были заниматься обсуждением положений соглашения с представителями Белоруссии и Казахстана. Но в прошлую пятницу на совещании в Санкт-Петербурге соглашение о санитарном и ветеринарном контроле подписано не было — работа над ним будет продолжена, но теперь в связи с неопределенностью с тем, что же произойдет в Таможенном союзе с 1 июля 2010 года, перспективы этой работы непонятны. При этом правительство 24 мая поручило Минздраву в мае—сентябре разработать "нормативные документы, касающиеся реформирования системы надзора в сфере санитарии, потребрынка, ветеринарии, производства лекарств и медтехники" — то есть по реформе тех же Росздравнадзора и Роспотребнадзора, но в "национальном" разрезе.
Предложение Владимира Путина о решении проблемы Таможенного союза ускорением работ над созданием Евразийского экономического пространства (ЕЭП), видимо, окончательно запутает ситуацию с административной реформой в РФ — полномочия органов ЕЭП пересекаются с полномочиями национальных правительств намного больше. Возможно, вернуться к проблемам ТС в ближайшие недели для России дешевле, чем приостановить создание союза.