Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана нарушает конкуренцию на топливном рынке Украины и создает препятствия для работы международного бизнеса, как на ее территории, так и для экономик ряда стран Европейского Союза, заявляет Деловой совет "Украина – ЕС".Деловой совет подчеркивает, что ключевой проблемой является долгосрочное субсидирование нефтеперерабатывающих заводов России, Белоруссии и Казахстана, которые имеют возможность покупать российскую сырую нефть со значительными скидками без оплаты экспортной пошлины, передает ИА "Казах-Зерно"
"Создание Таможенного союза имеет прямое влияние на Украину: оно нарушает конкуренцию на рынке моторного топлива в стране и представляет реальную экономическую угрозу для нефтеперерабатывающей отрасли в Украине, а также может повлиять на нефтеперерабатывающие мощности в некоторых соседних странах-членах ЕС", - говорится в письме Делового совета "Украина – ЕС", направленном в адрес первого вице-премьера Украины Андрея Клюева.
"Одновременно в остальном мире, включая Украину и Европейский Союз, российская сырая нефть приобретается по ценам, которые сложились на мировом рынке и с уплатой действующей экспортной пошлины. Благодаря такому положению вещей, нефтепродукты производятся на территории Таможенного союза со злоупотреблением конкурентным положением и использованием нечестных конкурентных преимуществ", - говорится в письме.
По оценкам экспертов Делового совета, субсидированный импорт вытесняет украинские и европейские нефтепродукты с внутреннего рынка и рост поставок нефтепродуктов из Таможенного союза происходит за счет ухудшения положения европейских и украинских производителей.
"Только в этом году экономический эффект для Белоруссии от членства в Таможенном союзе будет составлять до 4 млрд долларов США за счет экономии из-за беспошлинной поставки российской сырой нефти", - говорится в письме.
В Деловом совете считают, что при отсутствии быстрого и совместного реагирования на эту проблему всеми ключевыми игроками на рынке Украины и правительством Украины, в ближайшее время поставки моторного топлива из Таможенного союза могут полностью вытеснить с рынка украинские и европейские нефтепродукты, которые уже сегодня не могут конкурировать при таких неравных условиях.
Как сообщалось, Украина в конце января 2011 года начала специальное расследование относительно импорта в страну отдельных видов нефтепродуктов в независимости от страны происхождения.
Министерство энергетики и угольной промышленности поддерживает введение пошлин независимо от страны происхождения на бензины - EUR130/тонна, на дизтопливо - EUR80/тонна.
Украинские НПЗ неоднократно заявляли, что получают нефть для переработки по мировым ценам, в то время как страны Таможенного союза, в частности, Белоруссия, приобретают сырье без пошлины, и формируют значительную долю импорта нефтепродуктов в Украине. Местные заводы считают, что пошлины позволят увеличить переработку нефтяного сырья и провести модернизацию производств.
Крупные сети АЗС, преимущественно импортирующие нефтепродукты, негативно высказались о возможности введения пошлин, считая, что это приведет к монополизации рынка украинскими НПЗ, а также к резкому росту цен на нефтепродукты. Свою обеспокоенность возможным введением пошлин в совместном письме премьер-министру Украины изложили посольства Литвы, Румынии и Польши.