"ДП": Какие изменения ждут предпринимателей Северо–Западного региона в связи с переносом таможенного оформления на границу?
Назип Галикеев: Концепция была одобрена в августе 2008 года Федеральной таможенной службой. Она предполагает перевод таможенного оформления части товаров на границу РФ. Прошло чуть более полутора лет — это сравнительно небольшой период времени для столь глобальных и масштабных мероприятий. Но уже выработаны основные принципы реализации концепции на территории округа и сформирован перечень мест таможенно–логистических терминалов (ТЛТ).
"ДП": Какие новые ТЛТ планируется построить на Северо–Западе?
Назип Галикеев: В регионе будут созданы ТЛТ по 13 направлениям: вблизи международных автомобильных пунктов пропуска Вяртсиля, Светогорск, Брусничное, Торфяновка, Ивангород, Куничина Гора, Шумилкино, Убылинка, Бурачки, Советск, Чернышевское, Багратионовск и Мамоново.
За прошедшее время открыты Торфяновский, Багратионовский, Овинковский таможенные посты. Светогорский таможенный пост был перемещен в помещения, расположенные вблизи МАПП Светогорск. Также планируется реконструировать действующие Вяртсильский (Карельская таможня) и Печорский (Псковская таможня) таможенные посты, расширить склады временного хранения, на которых они расположены, и увеличить число работников этих постов.
В Северо–Западное таможенное управление поступило уже более 20 обращений различных коммерческих организаций о создании ТЛТ. Строительство комплексов, а также создание таможенной бытовой инфраструктуры планируется на основе государственно–частного партнерства.
"ДП": Какие посты закрываются?
Назип Галикеев: Уже закрыто семь таможенных постов. Четыре из них относились к ведению Санкт–Петербургской таможни (Северный, Железнодорожный, Выборгский, Пискаревский посты), два — Вологодской таможни (Великоустюгский и Бабаевский посты), а один — Карельской таможни (Сортавальский пост).
Всего в 2010–2011 гг. управление ликвидирует 17 таможенных постов (четыре поста Архангельской таможни, по три поста Карельской, Мурманской и Санкт–Петербургской таможен, по одному таможенному посту Балтийской, Вологодской, Калининградской областной и Сыктывкарской таможен).
Также в 2011 году ликвидируют Новгородскую таможню и создадут на ее базе внутренний таможенный пост Санкт–Петербургской таможни.
"ДП": Как изменится распределение грузов?
Назип Галикеев: Санкт–Петербургская таможня будет сохранена без изменения статуса. Но основной объем грузов будет оформляться на постах Выборгской, Псковской, Себежской, Кингисеппской и иных пограничных таможен.
При этом будет активно внедряться технология удаленного выпуска товаров, при которой декларация подается и оформляется во внутреннем таможенном органе (Санкт–Петербургской таможне), а фактический контроль осуществляется в приграничном таможенном органе (Псковская, Себежская и другие таможни). Использование такой технологии позволит избежать очередей.
В Петербурге планируется сохранить таможенное оформление лишь некоторых видов товаров. В частности, скоропортящиеся пищевые товары (пока для них не создадут условия на границе), фармацевтическая и лекарственная продукция, культурные ценности, сырье, ввозимое российскими промышленными предприятиями для собственного производства, и др.
Василеостровский таможенный пост будет оформлять грузы, предназначенные для демонстрации на выставках, а также почтовые отправления, дипломатическую почту, культурные ценности. Таможенный пост Автомобильный завод будет растаможивать исключительно комплектующие для автомобильных заводов.
Уже решено закрыть Гатчинский и Юго–Западный таможенные посты, но пока мы приостановили этот процесс. С 2011 года Шушарский таможенный пост будет оформлять только железнодорожные грузы. Балтийская и Пулковская таможни будут сохранены без изменения их функций.
"ДП": Справятся ли оставшиеся таможенные посты с существующим потоком грузов?
Назип Галикеев: Сейчас мы 2 раза в сутки собираем информацию о свободных местах на приграничных таможенных постах и об очередях на терминалах, расположенных в черте города. Пока сильно загружены Гатчинский, Красносельский, Юго–Западный, Южный и Шушарский посты. Они оформляют в сутки по 450 грузовиков.
Балтийская таможня за I квартал 2010 г. оформила 15,6 тыс. транзитных документов (175 документов в сутки). При этом на приграничных постах остаются свободные места для грузовиков. Таможенные посты Выборгской таможни могут разместить 305 фур, Кингисеппской — 62, Псковской — 338, Себежской — 241. Также есть 70 мест на открытой площадке складов временного хранения Новгородской таможни.
Сейчас сотрудники таможни для уменьшения очередей перенаправляют грузовые машины на посты Выборгской, Псковской, Кингисеппской и Себежской таможен. Импортерам было предложено изменить логистику доставки и мест таможенного оформления. А владельцам складов временного хранения мы рекомендовали организовать накопители для автомобилей и распределять транспортные потоки с учетом характера грузов. В первую очередь идут скоропортящиеся товары, товары для обеспечения деятельности производственных предприятий, товары официальных дилеров.
"ДП": Что будет с терминалами корпорации "Стерх" и компании "Транссфера", инвестировавших в их строительство миллионы долларов?
Назип Галикеев: В соответствии с таможенным законодательством РФ мы имеем право создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные посты. По приказу ФТС Выборгский и Пискаревский таможенные посты закрываются.
Терминалы ЗАО "Конкорд" (входит в корпорацию "Стерх". — "ДП") и ЗАО "Транссфера" включены в федеральный реестр складов временного хранения, и они могут работать в этом статусе.
"ДП": Расскажите подробнее про таможенный пост для автокомпонентов.
Назип Галикеев: В апреле 2010 г. в структуре Балтийской таможни создан новый Пушкинский таможенный пост (Шушары), специализирующийся на оформлении автокомпонентов для заводов "Ниссан", "Тойота", "Дженерал Моторс". Новый пост работает в качестве "сухого порта" с использованием интернет–декларирования.
"ДП": Как идет внедрение интернет–декларирования и предварительного информирования в СЗТУ?
Назип Галикеев: Сейчас внедрение современных методов таможенного оформления и контроля становится задачей номер один для нас. Пока в регионе принимать электронные декларации могут 57 таможенных постов. В 2009 г. таможнями СЗТУ оформлено свыше 59 тыс. ГТД в электронной форме (на 17% больше, чем в 2008 г.). Электронные декларации через Интернет могут принимать только 18 таможенных постов.
"ДП": Известно, что реализовать контрабандную схему невозможно без участия сотрудников таможни. Как вы боретесь с этим?
Назип Галикеев: В 2009 году возбуждено 174 уголовных дела в отношении сотрудников СЗТУ. Доказательством успешной работы управления по борьбе с коррупцией служит тот факт, что 98% таких дел заводится по инициативе службы безопасности СЗТУ и лишь 2% — по инициативе правоохранительных органов. Только 0,4% от общего числа сотрудников СЗТУ фигурируют в подобных делах. Пока у нас больше поводов гордиться своими сотрудниками.
Биография: Назип Галикеев родился в 1967 г. в Уфе (Башкортостан). В 1991 г. начал службу на Уфимской таможне с должности старшего инспектора. В 2001–2009 гг. — начальник Башкортостанской таможни.
©©©Деловой Петербург